Уважаемые родители, обучающиеся!
С 1 сентября 2024 года в нашей школе вводится средневзвешенная система оценивания образовательных результатов обучающихся (взамен среднеарифметическому подсчёту), по всем возникающим вопросам по оцениванию вы можете обратиться к Мамаевой Е.В., заместителю директора по УВР, курирующей этот вопрос по телефону 8(35346)41984 или при личной встрече.
Предлагаем вам познакомиться с основными подходами данной системы оценивания.
- Информация об инновационной деятельности.
Средневзвешенная система оценки образовательных достижений обучающихся представляет собой интегральную оценку результатов всех видов учебной деятельности обучающихся в течение учебного периода.
Данная система оценивания направлена на повышение объективности итоговой отметки, усиление ее зависимости от результатов ежедневной работы на протяжении всего учебного года, а также стимулирование обучающихся к системной работе в процессе получения знаний и усвоения учебного материала на протяжении всего учебного года.
Средневзвешенное оценивание предполагает введение весового коэффициента к отметке при 5-балльной шкале оценивания в ходе текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся. Для этого каждому виду работ, выходящему на оценивание, устанавливается вес, который напрямую зависит от значимости выполняемой учеником работы.
- Формула расчёта средневзвешенного балла
Средневзвешенное = Сумма произведений оценок на их веса
Сумма веса этих оценок
- Пример расчёта средневзвешенного балла.
Например, ученик получил за контрольную («вес» 5) отметку 5, а за ответ на уроке («вес» 1) – 3, за самостоятельную работу («вес» 2) – 2, за изложение («вес» 3) -4. Тогда расчет средневзвешенного балла получится таким: (5*5 + 3*1+ 2*2+ 4*3) : (5+1+2+3) = 44:11= 4
Средневзвешенный балл ученика составит 4 - это соответствует отметке 4 (Так как отметка за контрольную работу имеет больший вес)
- Примеры расчёта средневзвешенного балла в разных ситуациях.
Разберём несколько примеров выставления отметок при средневзвешенном оценивании.
Пример 1.
Когда ребёнок занимается стабильно и получает за контрольные и самостоятельные работы отметки 4 и 5, стабильно выполняет домашнее задание и отвечает на уроке, то результат, что по старой системе оценивания, что средневзвешенной системе будет одинаковым
Вид работы |
КР |
ТО |
СР |
ТО |
СР |
ТО |
Ср. ар. |
СВО |
Вес |
5 |
1 |
3 |
1 |
3 |
1 |
4,5 |
4,5 |
Отметка |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
Пример 2.
Когда ребёнок пишет все самостоятельные и контрольные работы на 4 и 3, при этом текущие отметки 5 и 4. По среднеарифметическому баллу за четверть такой ребёнок получил бы отметку «4». Но все мы видим, что результат работ контрольного и самостоятельного характера показывает, что ребёнок не знает предмет на «4». То есть, он может списать домашнее задание с ГДЗ, выполнить работу с чьей-либо помощью, при этом не может самостоятельно выполнить работу, проверяющие предметный результат.
Вид работы |
КР |
ТО |
СР |
ТО |
СР |
ТО |
Ср. ар. |
СВО |
Вес |
5 |
1 |
3 |
1 |
3 |
1 |
4,16 |
3,7 |
Отметка |
4 |
5 |
3 |
5 |
3 |
4 |
4 |
3 |
Пример 3.
Когда ребёнок пишет все самостоятельные и контрольные работы на 4 и 5, при этом текущие отметки 3 и 2. Отметки за контрольные и самостоятельные работы показывают, что ребёнок осваивает программный материал, даже если он не выполняет домашнее задание, не отвечает хорошо на уроке. При этом среднеарифметический балл у такого ребёнка составил бы 3,3, за четверть у ребёнка стояла бы отметка 3, по средневзвешенной системе оценивания будет отметка 4.
Вид работы |
КР |
ТО |
СР |
ТО |
СР |
ТО |
Ср. ар. |
СВО |
Вес |
5 |
1 |
3 |
1 |
3 |
1 |
3,3 |
3,7 |
Отметка |
4 |
2 |
5 |
2 |
4 |
3 |
3 |
4 |
Пример 4.
Когда ребёнок пишет все контрольные работы плохо на 3 и 2, но качественно выполняет домашнее задание и старается ответить на уроке, то средневзвешенный балл и среднеарифметический принципиально не расходятся. При этом ребёнок имеет право повысить свой среднеарифметический балл, исправив неудовлетворительную отметку, или придя после болезни, выполнить работу, которую он пропустил.
Вид работы |
КР |
ТО |
СР |
ТО |
СР |
ТО |
Ср. ар. |
СВО |
Вес |
5 |
1 |
3 |
1 |
3 |
1 |
3,3 |
3,07 |
Отметка |
2 |
4 |
3 |
5 |
2 |
4 |
3 |
3 |
- Пропуски и неудовлетворительные результаты.
«Пропуски (посещаемость) не учитывается при подсчёте средневзвешенной оценки.
В случае пропуска учебного занятия по уважительной причине (болезнь, соревнования, олимпиада и т.п.), на котором проводилась важная для аттестации форма контроля, в день проведения работы обучающемуся выставляется отметка об отсутствии «н». (отметка «н» в журнале/дневнике не влияет на успеваемость обучающегося и не соответствует неудовлетворительному результату, не влияет на средневзвешенный балл).
В случае пропуска учебного занятия без уважительной причины, на котором проводилась важная для аттестации форма контроля, обучающийся обязан выполнить работу в дополнительное время в течение двух недель с фиксацией результата в классном журнале и в электронном журнале/дневнике. В этом случае в день проведения ставится отметка «н», а результат выполненной работы вносится в журнал/дневник в тот день, в который обучающийся сдал работу.
В случае получения обучающимся неудовлетворительной оценки за любой вид аттестации ему предоставляется право пересдачи в дополнительное время в течение двух недель с фиксацией результата в электронном журнале/дневнике. В этом случае неудовлетворительная отметка выставляется, рядом с ней выставляется отметка по результатам пересдачи. Если обучающийся отказывается от пересдачи, то в журнал выставляется неудовлетворительная отметка.
5.Как увидеть средневзвешенный балл?
В цифровой ресурс «Электронная школа» в проект «Дневники и журналы» уже заведена система средневзвешенного оценивания. Вы уже, наверное, обратили внимание, что есть такие пометки как СВ - средневзвешенный балл, СО – средний арифметический, КО – количество оценок.
В электронном ресурсе автоматически отражается весовой коэффициент каждой отметки и средневзвешенный балл за выбранный учебный период. Это позволяет учителю, а также родителям и обучающимся своевременно иметь полную картину об успеваемости.
6.На что ёще нужно обратить внимание?
Не нужно бояться того, что работ с весом будет больше, чем положено. Внутренние оценочные процедуры заложены в рабочих программах учебных предметов. В соответствии с методическими рекомендациями министерства Просвещения их количество не должно превышать 10% от общего количества часов по программе. Если предмет изучается из расчёта 2 часа в неделю, за год количество часов по программе составляет 68, то таких работ должно быть не более 6 за год. Кроме этого, в рабочие программы заложены другие оценочные процедуры (самостоятельная работа, практическая, лабораторная, сочинение и .т.д), которые тоже имеют достаточный весовой коэффициент для того, чтобы отметка ученика была выше.
Мы понимаем, что введение новых подходов к системе оценивания требует апробации и уточнений в процессе работы, возможны определённые риски. Надеемся на вашу поддержку и понимание в данной работе.